parallax background

Шторм мозга

роман «Дар сердечный» - автор Александр Дюрис
Дар сердечный
02.12.2018
Художник Игорь Самсонов
Женщины на тротуаре
29.01.2019

В

от какую колыбельную поем мы сами себе: «Человек – это индивидуум, личность, существо самостоятельное. Ему присущи свобода воли, свобода мысли, чувства, и другого остального».

... Но действительно ли человек мыслит самостоятельно?

Или его мозг (пространство) подобен той или иной конфигурации антенны, настроенной на восприятие своего индивидуального среди массивов мысли?



«… Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает.»

Академик Наталья Бехтерева

Ниже будут рассмотрены три категории мышления (три слоя «антенн»).


СОДЕРЖАНИЕ


Карта мира


Карты бывают географические, топографические, политические, тематические (климатические, топологические, геохимические и т.д.) и другие многие. Все рационально, все понятно.

А дальше – о непонятном.

Карта мысли


Возможно ли отображение волн мыслей, движущихся на планете? Возможно ли построить, или хоть как-то представить, карту движения мыслепотоков?
Наверное, карту мыслепотоков можно было бы уподобить метеокарте: что-то вроде петель, пятен, или колоссальных массивов вращающихся облаков, ураганов, штилей, смерчей и воронок, с указанием зон высокого и низкого давления. На этой карте можно было бы увидеть, как мыслепотоки складываются в течения, в волны, в рябь, как они подчиняются течениям поверхностным и подводным, перемешиванию холодных и горячих слоев. Стали бы визуализироваться особенности мыслепотоков и различные уровни их концентрации.
 

Мыслимо ли? – человек мыслит?! О, Боже!..
Так, может быть, мысль не вполне индивидуальна? Может быть, психосфера земли сплошь пронизана мыслепотоками? И, может быть, индивиды просто подключены к этим мыслепотокам, движущимся в сфере нашей планеты? И эти мыслепотоки во многих своих частях стандартизированы, стереотипизированы?
А потом кто-то удивляется: как это одновременно (с разницей в несколько дней) ученые совершали открытия, находясь на различных континентах планеты?


И еще.
 

Человек не может не дышать, не может не есть, не может не спать. А может ли человек не думать? Моя знакомая сказала: «Ой, а вдруг мысль является одним из видов корма для человека? Ой, а вдруг человек является кормом для мысли?! Ой, а вдруг…»


Попробуем разобраться. Сверхкратко.

Термин «мысль»


Но сначала – немного о терминологии. Множество людей на моем месте вместо термина «мысль» стали бы использовать термин «разум» или «ум». Но когда мы говорим «разум», сразу же предполагается фейерверк мыслей, хлещущий из этого самого «разума», а также предполагается волеизъявление разума: в какую сторону и по какому поводу послать петарды мыслей? И однажды, не исключено, разум бы осенило: а не создать ли мне Вселенную?! И в результате мы получили бы Разум Космический – Демиурга. Нет, все-таки я буду пользоваться термином «мысль». Более того, я уподобляю эту самую мысль прозрачному студню, или прозрачной льдине, заполняющими Вселенную, до последнего кварка. И для меня эта прозрачность (мысль), в каких бы масштабах и ракурсах я ее не рассматривал, одна из существенных слагаемых Природы.

Ой, иррациональное


Так как иррациональное – это первый уровень мышления, необходимо определиться, что оно есть. То есть, опять о терминологии.

Социум пользуется одной парой определений-противопоставлений: рациональное – иррациональное (логическое – иррациональное, и т.д.). При этом в термин «иррациональное», «иррационализм» привносит путаницу, на которую как будто необязательно обращать внимание. Например, в обиходе люди просто противопоставляют «иррациональное» окружающему их «рациональному» (для кого-то это орудие игнорирования или преодоления логических баррикад, а для кого-то – просто способ свалить массу проблем в «непознанное», в «икс»). И в том числе есть люди, которые называют «иррациональным» то, что на самом деле, именно в отношении них, точнее было бы назвать интеллектуальным созерцанием-переживанием, или работой интуиции, или еще как-то…

Но, тогда, что же такое иррационализм?

 

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – это «философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира». И еще: «Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ». Иррационалистические тенденции приписываются, в той или иной мере, немецким философам 19-го, начала 20-го веков.


Но что получается? Иррационализм, «ограничивающий роль разума в постижении мира», покусился на трансцендентность (или встал рядом с нею, на равных)?
 

Трансцендентность (от лат. transcendens – превосходящий, выходящий за пределы) – философский термин, зарождающийся в античном неоплатонизме и характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.


Таким образом, мы имеем карусель из двух терминов, как будто бы имеющих в виду одно и то же? Нет, не одно и то же.

«Иррационализм лавировал, лавировал, да не вылавировал»


Во-первых, иррациональное не противопоставляется рациональному (как, например, «отрицающее роль разума в постижении мира»), оно просто есть, независимо от того, существует рациональное или нет.
Во-вторых, как бы ни был человек продвинут (или сверхпродвинут), нет ни одного, кто бы не переживал состояние иррационального, состояние дремучей, необъяснимой (а кого-то и пугающей, пусть даже только в детстве) силы и мощи, которая «есмь» только в этом мире, и которая никогда не достигает и не достигнет трансцендентного.

 

То есть, та самая Высшая Реальность (Бог) трансцендентна не только мышлению, но и той самой иррациональности, которой кто-то едва не попытался придать статус трансцендентного.


Еще проще:
 

Иррациональное можно уподобить лампадному маслу, которое не является ни фитилем лампады, ни огнем, ни продуктами горения. А также не является тем, во имя чего возжигается лампада.


«Трансцендентное не лавирует»


В отличие от иррационального (которое переживается всеми), трансцендентное, хоть и имеет отношение ко всем живущим, переживается (достигается) лишь немногими индивидуумами.

Разрушив «карусель», обнаружив, что черное не является белым, следуем дальше…

Категории мышления


Условно, мышление можно разделить на три категории:
  1. иррациональное
  2. рациональное
  3. «незаинтересованное созерцание»

1) Иррациональное – это дремучее начало (активация, проявление живого во вселенной). Наблюдая за проявлениями этого уровня, немецкие философы 19-го века, а также классики динамической психиатрии и аналитической психологии определили его как бессознательное, подсознание, коллективное бессознательное, психические эпидемии и так далее.

2) В рациональном мышлении кристаллизованы более сложные внутренние конструкции. Из этих потоков и кристаллов – изобретения, ремесла, письменность, искусства и так далее. Рациональное мышление это, в том числе, и социальное подвижничество.

3) Третья категория мышления – «незаинтересованное созерцание». Этот уровень могут являть, например, некоторые монахи. (Не только монахи: в данном случае термин «монахи» указывает на серьезную, категориальную отрешенность от социума).
Этот уровень является той самой платформой, где, с помощью определенных практик и психических опытов возможно (всего лишь возможно) достижение того, что одни называют «просветлением», другие «освобождением», и так далее.

Эти три категории мышления являются одновременно и скелетом иерархии уровней сознания и ее наполнениями. Они образуют сложную симфонию взаимодействия, и взаимопитают друг друга. Достижение индивидуумами каждой следующей категории включает в себя и уровни предыдущие, над которыми организуются системы контроля.

Незаинтересованное созерцание. Дополнение


Возникла необходимость пояснения некоторых моментов.

В тренажере «Абсолют», среди иного прочего, речь шла и об остановке мысли. А в финале прозвучало следующее (в части, касаемой плотности мысли):


«… Только мощный интеллект может и обнаружить самоё себя, и осознать себя, и даже проигнорировать себя (то есть, отодвинуть в сторону, как заслонку, как составную часть чего-то большего, чтобы погрузиться в это большее).»

Александр Дюрис «Абсолют»

Однако.
Почему при остановке движения мыслепотоков окружающий мир не «отключается», остается самим собой?

Потому что мы продолжаем видеть, воспринимать мир мыслью: третьим уровнем мышления. Именно третий уровень, «незаинтересованное созерцание», останавливает (нейтрализует, парализует) младшие уровни мысли: иррациональный, рациональный.

В редчайших случаях психическая, духовная практика может отключать и третий уровень, на мгновения.

И, наконец, имеет смысл отметить: людей с уровнем мышления «незаинтересованного созерцания» всегда будет немного – у Вселенной нет цели все человечество превратить в монахов, «незаинтересованно созерцающих» вселенную и самих себя в этой вселенной. В то же время, являясь частью эволюционного процесса, частью субъект-человечества, они оставляют в его пространстве следы в виде неуничтожимых маршрутов, как правило, латентных для всех категорий мышления.

Гордиев узел


На планете никогда не доминировало мышление «незаинтересованного созерцания», но всегда доминировали мышление иррациональное и рациональное. Это доминирование не делает узел, составленный из переплетений всех категорий мышления, простым. Надо ли его распутывать? Или достаточно лишь внимательно созерцать сами процессы плетений?

Например, были (и, в ослабленном или трансформированном виде, продолжают существовать) варны, касты, сословия, классы. Есть соблазн разделить типы мышления по классам? Есть. Но ведь случалось, что мышление раба превосходило мышление своего хозяина. И все же следует признать, что правящие классы (сословия) имели приоритет в области мышления перед теми, кем они правили (власть, казна, управление, образование и так далее, производили соответствующую селекцию). В крайнем случае, если представители правящих классов сами не достигали высот в мышлении, то могли покровительствовать тем мыслящим, которые к их сословию не относились.

А теперь отодвинем в сторону классы и сословия, и поменяем линзу, чтобы в ином масштабе увидеть принцип плетения в узле категорий мышления. В одно-два мгновения…

На планете постоянно происходили и происходят смены парадигм, столкновения, переливы и смены волн указанных категорий мышления.
Простой пример. В основе возникновения большинства религий – интеллектуальный, рациональный клич, вызывающий встречное обрушение лавины иррационального мышления. Рациональное мышление, в каких-то своих частях, оказывается и инициатором, и союзником, и платформой, на которую опираются иррациональные вихри. При этом, например, предыдущие достижения рационального мышления лавиной не уничтожаются, но оказываются оазисами или островами в опускающемся архипелаге, причем некоторые острова полностью скрываются под водой. Таким образом, в социуме происходит трансформация, возникает новая культурная парадигма. Также и в следующих циклах культурные пространства подвергаются атакам все время подвижных рациональных и иррациональных волн, с семенами множества конфликтов.

В иных социальных явлениях, как, например, мятежи, смуты, восстания, крестьянские войны и революции (если рассматривать их через ту же линзу), можно обнаружить все те же столкновения соответствующих уровней мышления.

Яд мысли


Яд целителен? Да (смотря какой яд, и смотря в каких дозах).

Также и мысль может, в определенных обстоятельствах, являть свои целительные свойства. Однако, среди прочих особенностей, мысль генерирует еще и свой собственный яд. Слишком очевидно этот яд обнаруживает себя в неспокойных социальных формах, таких, например, как мятежи, революции, при покушении на «обычаи предков», при создании мировых религий, и так далее. В «спокойных социальных формах» яд как бы неочевиден, но продолжает быть активным: секс, рутина семейных отношений; конкурентная среда где бы то ни было: экономика, финансы, политика, искусство, религия, наука. Основными «поставщиками» этого яда являются мышление рациональное и иррациональное. Но именно рациональное мышление – это то самое конкурентное мышление, которое производит колоссальное количество «яда и визга» в «спокойных» социальных формах. Именно рациональное мышление, в некоторых поворотных исторических точках, начинает совпадать, сопрягаться с мышлением иррациональным, провоцируя его активность и одновременно задавая первичные направления иррациональным стихиям, которые зачастую уничтожают и самих «провокаторов».

Мышление «незаинтересованного созерцания» вне яда.

Мышление – это рефлекс, инерция?


И вот теперь самое время задаться вопросом: мысль – это сам по себе рефлекс, часть рефлекторной системы человека? (Что там такого особенного, индивидуального?) Если это так, тогда получается, что социум, цивилизации и культуры есть следствие лавинного (и во многих частях инерционного) движения совокупности инстинктов, импульсов и рефлексов людей, где мышление есть всего лишь один из рефлексов. То есть, этот самый рефлекс является одним из инструментов, и в то же время одним из строительных материалов той постройки, за произрастанием которой КТО-ТО незаинтересованно наблюдает.

Время простого человека


С конца XIX-го века наступает время простого человека (в Китае это время называли перевернутой иерархией). Активизировавшись и организовавшись, этот человек, посредством дисциплинарных сетей (социалистических и демократических) изменил мир. Процесс шел тотальный: во второй половине двадцатого века сгинули аграрные империи и цивилизации; подавляющее большинство населения земли перешло из мира средневекового в мир современный; одна за другой происходят коммуникативные революции. На планете доминирует, с мощными внутренними конфликтами, союз рационального и иррационального мышления. И уже вчера и сегодня происходит переформатирование: дисциплинарные сети с потрясающей скоростью профанируются, ветшают, конфликтуют со своими собственными прорехами.

Что дальше?

Прогнозирование


Человек интересуется грядущими событиями, имеющими отношение к нему самому, зачастую в банальном выражении: туз, дама, король, казенный дом, дальняя дорога; планеты там и туда, любовь и деньги сюда, и так далее.

Человечество в целом может не интересоваться грядущими событиями, но это не значит, что их нет. Можно ли предсказать, спрогнозировать будущее? Можно. Прогнозирование (и соответствующее ему планирование) уже устойчиво существует, как необходимое слагаемое движения социума. Но уровень прогнозов прагматичный, на сверхближнюю перспективу, потому что именно такой уровень прогнозов, как наиболее вероятный, востребован структурами управления.

Возможно ли делать прогнозы на более дальние перспективы? Да. Для структур управления? Нет.

Особенности мышления и восприятия каждого человека предопределены и поэтому предсказуемы. То есть, в каком-то смысле человек, это хоть и сложный, но прибор, внутреннее устройство которого возможно воспринять. Посредством наблюдения за суммарностью внимания людей (за суммарностью внимания «сложных приборов») можно обнаружить те русла, по которым двигаются потоки этого внимания.

Если еще раз обратиться к карте мыслепотоков на планете, можно обнаружить, что она почти совпадает с картой волн внимания людей, которые в большей своей части стандартизированы, и в которых и кристаллизуется мысль. Именно спецификой, особенностями этих потоков, сгустками внимания и мышления генерируются национальные, государственные, политические, экономические, финансовые, философские, религиозные, культурные и иные многие системы. Более того, эти массивы мысли, массивы особенностей мышления в различных регионах планеты существуют в виде специфических платформ, почти что тектонических плит. Наблюдая за этими волнами-потоками, наблюдая за переливами, мерцаниями и изменениями в платформах-плитах, мы можем обнаруживать их особенности, направленности, а иногда и прогнозировать некие событийные векторы на планете. Разумеется, с учетом сложившихся и все время меняющихся в социуме структур, и с учетом прилагаемых к ним аналитических схем.

 
© А. Дюрис, 2015 г.