parallax background

Шторм мозга

роман «Дар сердечный» - автор Александр Дюрис
Дар сердечный
02.12.2018
Художник Игорь Самсонов
Женщины на тротуаре
29.01.2019

В

от какую колыбельную поем мы сами себе: «Человек – это индивидуум, личность, существо самостоятельное. Ему присущи свобода воли, свобода мысли, чувства, и другого остального».

... Но действительно ли человек мыслит самостоятельно?

Или его мозг (пространство) подобен той или иной конфигурации антенны, настроенной на восприятие своего индивидуального среди массивов мысли?



«… Я допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает.»

Академик Наталья Бехтерева

Ниже будут рассмотрены три категории мышления (три слоя «антенн»).


СОДЕРЖАНИЕ


Карта мира


Карты бывают географические, топографические, политические, тематические (климатические, топологические, геохимические и т.д.) и другие многие. Все рационально, все понятно.

А дальше – о непонятном.

Карта мысли


Возможно ли отображение волн мыслей, движущихся на планете? Возможно ли построить, или хоть как-то представить, карту движения мыслепотоков?
Наверное, карту мыслепотоков можно было бы уподобить метеокарте: что-то вроде петель, пятен, или колоссальных массивов вращающихся облаков, ураганов, штилей, смерчей и воронок, с указанием зон высокого и низкого давления. На этой карте можно было бы увидеть, как мыслепотоки складываются в течения, в волны, в рябь, как они подчиняются течениям поверхностным и подводным, перемешиванию холодных и горячих слоев. Стали бы визуализироваться особенности мыслепотоков и различные уровни их концентрации.
 

Мыслимо ли? – человек мыслит?! О, Боже!..
Так, может быть, мысль не вполне индивидуальна? Может быть, психосфера земли сплошь пронизана мыслепотоками? И, может быть, индивиды просто подключены к этим мыслепотокам, движущимся в сфере нашей планеты? И эти мыслепотоки во многих своих частях стандартизированы, стереотипизированы?
А потом кто-то удивляется: как это одновременно (с разницей в несколько дней) ученые совершали открытия, находясь на различных континентах планеты?


И еще.
 

Человек не может не дышать, не может не есть, не может не спать. А может ли человек не думать? Моя знакомая сказала: «Ой, а вдруг мысль является одним из видов корма для человека? Ой, а вдруг человек является кормом для мысли?! Ой, а вдруг…»


Попробуем разобраться. Сверхкратко.

Термин «мысль»


Но сначала – немного о терминологии. Множество людей на моем месте вместо термина «мысль» стали бы использовать термин «разум», или «ум», или «сознание». Но когда мы говорим «разум-сознание», сразу же предполагается фейерверк мыслей, хлещущий из этого самого «разума», а также предполагается волеизъявление разума: в какую сторону и по какому поводу послать петарды мыслей? Нет, все-таки я буду пользоваться термином «мысль». Более того, я уподобляю эту самую мысль прозрачному студню, или прозрачной льдине, заполняющими Вселенную, до последнего кварка. И для меня эта прозрачность (мысль), в каких бы масштабах и ракурсах я ее не рассматривал, одна из существенных слагаемых Природы.

Категории мышления


Мысль, мышление есть неотъемлемое свойство Пракрити, Пространства, Вселенной. Без этого свойства не существует сама Вселенная. Это мышление предшествует и тому, что мы называем жизнью. В древней индийской философии Пространство-Мышление-Вселенная определяется как Пракрити. Подробнее о Пракрити – в тренажере «Брахман моего Атмана».

Мышление того, что человек называет жизнью, условно можно разделить на три категории:

  1. иррациональное
  2. рациональное
  3. «незаинтересованное созерцание»

1. Иррациональное – это дремучее начало (активация, проявление живого во вселенной). Наблюдая за проявлениями этого уровня в человеческом мире, немецкие философы 19-го века, а также классики динамической психиатрии и аналитической психологии определили его как бессознательное, подсознание, коллективное бессознательное, психические эпидемии и так далее.

2. В рациональном мышлении кристаллизованы более сложные внутренние конструкции (а с иного ракурса, и более простые). Из этих потоков и кристаллов – изобретения, ремесла, письменность, искусства и так далее. Рациональное мышление это, в том числе, и социальное подвижничество. А также организация и дезорганизация.

3. Третья категория мышления – «незаинтересованное созерцание». Этот уровень могут являть, например, некоторые монахи. (Не только монахи: в данном случае термин «монахи» указывает на серьезную, категориальную отрешенность от социума).
Этот уровень является той самой платформой, где, с помощью определенных практик и психических опытов возможно (всего лишь возможно) достижение того, что одни называют «просветлением», другие «освобождением», и так далее.

Эти три категории мышления являются одновременно и скелетом иерархии уровней сознания и ее наполнениями. Они образуют сложную симфонию взаимодействия, и взаимопитают друг друга. Достижение индивидуумами каждой следующей категории включает в себя и уровни предыдущие, над которыми организуются системы контроля.

Незаинтересованное созерцание. Дополнение


Возникла необходимость пояснения некоторых моментов. Ранее я говорил:

«… Только мощный интеллект может и обнаружить самоё себя, и осознать себя, и даже проигнорировать себя (то есть, отодвинуть в сторону, как заслонку, как составную часть чего-то большего, чтобы погрузиться в это большее).»

Александр Дюрис «Абсолют»

Однако.
Почему при остановке движения мыслепотоков окружающий мир не «отключается», остается самим собой?

Потому что мы продолжаем видеть, воспринимать мир мыслью: третьим уровнем мышления. Именно третий уровень, «незаинтересованное созерцание», останавливает (нейтрализует, парализует) младшие уровни мысли: иррациональный, рациональный.

В редчайших случаях психическая, духовная практика может отключать и третий уровень, на мгновения.

И, наконец, имеет смысл отметить: людей с уровнем мышления «незаинтересованного созерцания» всегда будет немного – у Вселенной нет цели все человечество превратить в монахов, «незаинтересованно созерцающих» вселенную и самих себя в этой вселенной. В то же время, являясь частью эволюционного процесса, частью субъект-человечества, они оставляют в его пространстве следы в виде неуничтожимых маршрутов, как правило, латентных для всех категорий мышления.

Иррациональные и рациональные вихри


На планете никогда не доминировало мышление «незаинтересованного созерцания», но всегда доминировали мышление иррациональное и рациональное. Это доминирование образует сложный узел, постоянно трансформирующийся. Отсюда же – переливы и смены общественных и иных парадигм.

Простой пример. В основе возникновения большинства религий – интеллектуальный, рациональный клич, вызывающий встречное обрушение лавины иррационального мышления. Рациональное мышление, в каких-то своих частях, оказывается и инициатором, и союзником, и платформой, на которую опираются иррациональные вихри. При этом, например, предыдущие достижения рационального мышления лавиной не уничтожаются, но оказываются оазисами или островами в опускающемся архипелаге, причем некоторые острова полностью скрываются под водой. Таким образом, в социуме происходит трансформация, возникает новая культурная парадигма. Также и в следующих циклах культурные пространства подвергаются атакам все время подвижных рациональных и иррациональных волн, с семенами множества конфликтов.

Яд мысли


Яд целителен? Да (смотря какой яд, и смотря в каких дозах).

Также и мысль может, в определенных обстоятельствах, являть свои целительные свойства. Однако, среди прочих особенностей, мысль генерирует еще и свой собственный яд. Слишком очевидно этот яд обнаруживает себя в неспокойных социальных формах, таких, например, как мятежи, революции, при покушении на «обычаи предков», при создании мировых религий, и так далее. В «спокойных социальных формах» яд как бы неочевиден, но продолжает быть: секс, рутина семейных отношений; конкурентная среда где бы то ни было: экономика, финансы, политика, искусство, религия, наука. Основным «поставщиком» этого яда является мышление рациональное. Именно оно, в некоторых поворотных исторических точках, начинает совпадать, сопрягаться с мышлением иррациональным, провоцируя его активность и одновременно задавая первичные направления иррациональным стихиям, которые зачастую уничтожают и самих «провокаторов».

Мышление «незаинтересованного созерцания» вне яда.

Время простого человека


С конца XIX-го века наступает время простого человека (в Китае это время называли перевернутой иерархией). Активизировавшись и организовавшись, этот человек, посредством дисциплинарных сетей (социалистических и демократических) изменил мир. Процесс шел тотальный: во второй половине двадцатого века сгинули аграрные империи и цивилизации; подавляющее большинство населения земли перешло из мира средневекового в мир современный; одна за другой происходят коммуникативные революции. На планете доминирует, с мощными внутренними конфликтами, союз рационального и иррационального мышления (с увеличением доли рационального). И уже вчера и сегодня происходит переформатирование: дисциплинарные сети с потрясающей скоростью профанируются, ветшают, конфликтуют со своими собственными прорехами.

Что дальше?

Прогнозирование


Человек интересуется грядущими событиями, имеющими отношение к нему самому, зачастую в банальном выражении: туз, дама, король, казенный дом, дальняя дорога; планеты там и туда, любовь и деньги сюда, и так далее.

Человечество в целом может не интересоваться грядущими событиями, но это не значит, что их нет. Можно ли предсказать, спрогнозировать будущее? Можно. Прогнозирование (и соответствующее ему планирование) уже устойчиво существует, как необходимое слагаемое движения социума. Но уровень прогнозов прагматичный, на сверхближнюю перспективу, потому что именно такой уровень прогнозов, как наиболее вероятный, востребован структурами управления.

Возможно ли делать прогнозы на более дальние перспективы? Да.

Особенности мышления и восприятия каждого человека предопределены и поэтому предсказуемы. То есть, в каком-то смысле человек, это хоть и сложный, но прибор, внутреннее устройство которого возможно воспринять. Посредством наблюдения за суммарностью внимания людей (за суммарностью внимания «сложных приборов») можно обнаружить те русла, по которым двигаются потоки этого внимания.

Если еще раз обратиться к карте мыслепотоков на планете, можно обнаружить, что она почти совпадает с картой волн внимания людей, которые в большей своей части стандартизированы, и в которых и кристаллизуется мысль. Именно спецификой, особенностями этих потоков, сгустками внимания и мышления генерируются национальные, государственные, политические, экономические, финансовые, философские, религиозные, культурные и иные многие системы. Более того, эти массивы мысли, массивы особенностей мышления в различных регионах планеты существуют в виде специфических платформ, почти что тектонических плит. Наблюдая за этими волнами-потоками, наблюдая за переливами, мерцаниями и изменениями в платформах-плитах, мы можем обнаруживать их особенности, направленности, а иногда и прогнозировать некие событийные векторы на планете. Разумеется, с учетом сложившихся и все время меняющихся в социуме структур, и с учетом прилагаемых к ним аналитических схем.

 
© А. Дюрис, 2015 г.