Осиновый кол (рассказ Карла)
23.10.2020«Порфирий»
29.12.2020О
наблюдениях за работой мысли, и о пережитом мною состоянии безотносительности я написал в тренажере «Абсолют».
Прошли годы.
И однажды я стал концентрировано читать литературу о религиозно-философских системах древней Индии. Разумеется, на все изложения, описания и философии систем я смотрел «глазами пережитого состояния». И вдруг забрезжило, а потом ясно увиделась, обнаружилась система, в которую оптимально вписывалось пережитое мною.
Все нижеизложенное и является «телеграфным», сверхкратким откликом на полученный сигнал.
Брахманы и Атманы
Дух в различных религиозно-философских системах древней Индии именовался различно: Пуруша, Брахман, Атман.
Но, например, Атман и Брахман не являются двумя различными Абсолютами. Два Абсолюта существовать не могут, и в упанишадах неоднократно разъясняется, что Атман и Брахман тождественны.
То есть, если вы зачерпнули воду из океана (Брахмана), то вода в сосуде и будет этим Атманом. Но вода в сосуде от воды в океане ничем не отличается. Вот и все.
В индийских религиозно-философских учениях излагалось, что Пуруша, Брахман и Атман не обладают свойствами (и нирвана тоже). Их единственное свойство – отсутствие свойств. Это значит, что, не обладая свойствами, они не могут создать мир, в котором мы существуем (Вселенную, Природу, Материю). Они не имеют воли, промысла, желания сотворить мир, не имеют желания самопознания, самоотражения, и так далее. Они и определяются через отрицания: «не то, не то, не то, не то…».
Дальше я буду все меньше использовать термины Пуруша, Брахман, Атман, нирвана, и буду называть их Абсолютом. Во-первых, потому, что это не разные океаны, а океан единственный, различно наименованный. И во-вторых, кому-то не придется отвлекаться на незнакомую терминологию.
Санкхья и Йога
В учении Санкхьи и Йоги говорится о двух началах: о Пуруше (Дух, Абсолют) и о Пракрити (Вселенная, Природа, Материя), существующих безначально.
Об Абсолюте мы только что говорили. Когда же мы говорим «Вселенная, Природа, Материя», мы вкладываем в эти понятия общеизвестные, определенные содержания. Однако Пракрити, включающая в себя эти понятия и содержания, превосходит их. Незнакомый и непривычный термин, режущий слух? Некоторые привычки и стандарты мышления могут быть порезаны? Кровавая бойня? Да.
Поэтому встречайте – Пракрити.
Пракрити
Пракрити есть ПРОСТРАНСТВО. Мыслящее. Существует безначально. Обладает свойством саморазвития. Высший уровень Пракрити есть Мировая Душа, Ишвара. Она поддерживает весь мир и порождает все существа. То есть, известная и неизвестная нам Вселенная, это и есть Пракрити, ее интеллектуальное строение, раскрытие и развитие, ее интеллектуальное бодрствование и интеллектуальный сон. Кварк-глюонная плазма, газовые туманности, мыслящая неорганика, мыслящая органика, рефлексы и инстинкты, и так далее до бесконечности.
Свое высшее интеллектуальное выражение Пракрити обретает, выращивая интеллектуальные уровни (известный нам достигнутый предельный уровень – мыслящая органика, человек). Пракрити защищает свое интеллектуально развитое бытие. Это значит, что созданы не только условия для возникновения органической жизни, но создана и автозащита этой жизни, достигнутого интеллектуального уровня. Да, во времени этот уровень может быть повышен, понижен или ликвидирован в результате завершения задачи, которая есть часть общего замысла. Но на его месте будут взращиваться новые уровни – игры Пракрити безначальны и бесконечны.
Симбиоз Абсолюта и Пракрити
Как эти два начала, Абсолют и Пракрити, взаимодействуют друг с другом?
Мы знаем, что симбиоз — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу. В природе встречается широкий спектр примеров симбиоза. Но из всего спектра мы тут же вычленяем один: отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту, называют комменсализмом.
То есть, отношения Пракрити и Абсолюта есть комменсализм. Здесь единственной активной стороной является Пракрити (она же – «мертвечина» в моем переживании). Это Пракрити, как активная сторона, зачерпывает сосудами «воду» из океана-Абсолюта. Абсолют, по причине отсутствия свойств, не является не только Наблюдателем (функцией которого его наделили древние мудрецы), но он даже не знает, что его «зачерпывают». То есть, Абсолют есть единственно возможное, необходимое условие для существования Пракрити. Но сам Абсолют не нуждается в Пракрити для своего существования.
Абсолют не есть Бог. Бог есть игра интеллекта, пространства, самоотражение Пракрити в созданных ею «интеллектуальных зеркалах».
Теперь, для наглядности, приведем простейший пример, который поможет завершить уяснение различий между Абсолютом и Пракрити.
Лист бумаги делим надвое
Чистый лист бумаги разделим на две части. Одна часть – это Абсолют. Другая часть – это Пракрити.
И оказывается, что в одну часть листа (Абсолют) мы не можем ничего поместить: ни разрисовать его, ни написать, ни сосчитать, и так далее (по причине отсутствия у Абсолюта свойств). И поэтому он всегда остается чистым.
Зато другая часть листа (Пракрити) вмещает всю неорганику и органику, все намерения, желания, мысли, идеи, конструкции, все утопии и антиутопии, истины высшие и низшие, относительные и абсолютные, жизни и смерти, и так далее, и так далее. И мы заштриховываем эту часть, заштриховываем и заштриховываем, и не можем остановиться, потому что в Пракрити мы имеем дело с бесконечным множеством объектов, субъектов, явлений, смыслов.
Именно здесь, в Пракрити, находятся Рождение, Жизнь и Смерть.
Но, может быть, умирая, мы оказываемся в первой, не заштрихованной части листа – в Абсолюте? Нет, умирая, мы остаемся в Пракрити, потому что именно здесь, в Пракрити, и находится Мир Мертвых. Потому что Пракрити есть Пространство, которое объемлет и Живое, и Мертвое.
А если Мир Мертвых находится в Пракрити, это значит, что ад и рай тоже находятся в Пракрити. И это значит, что здесь, в системе относительности сложены и реально действуют сюжеты: Демиург, Бог-творец, Божественный план, рай и ад, тысячи святых там, там и там. И это значит также, что и религии (буддизм, синтоизм, иудаизм, христианство, ислам и так далее) тоже находятся в Пракрити, в том числе и по ту сторону жизни, в виде специфических емкостей в Пространстве. Именно поэтому люди могут получать отклик на свои молитвы, потому что «адресат» находится здесь же – в Пракрити.
Абсолюту, не имеющему свойств, нечем воспринимать молитвы и нечем откликаться.
"Рука" и "перчатка"
Человечество породило Пракрити? Нет.
Пракрити породила человечество, она и управляет им.
То есть, Пракрити, взращивая интеллектуальные уровни, тем самым взращивает специфические зеркала, которые служат ей средством самопознания, самореализации. Одним из таких зеркал и является человечество. И Пракрити никогда не позволит ему контролировать саму себя. Отражать некоторые ее особенности – да. Но не контролировать. Потому что допуск человечества (и любых других «зеркал») к такому контролю есть самоубийство Пракрити.
Естественным образом тут же возникает вопрос о детерминизме (предопределении) и о свободе воли.
Человечество можно уподобить перчатке, а Пракрити – руке, на которую эта перчатка надета. Кто там пошевелил пальчиками? Разумеется, Пракрити. Но в результате шевелится и перчатка? Конечно! А еще перчатка измучилась вопросами онтологии, эсхатологии и т. д. «Свободовольничайте!» - как бы улыбается Пракрити людям и, шевельнув пальчиками, отправляет их… в предопределенное плавание, по предопределенным маршрутам.
Освобождение
Чем дальше, тем более понятной становится разница между спасением и освобождением.
Еще раз.
Спасение (в том числе и не-спасение) сохраняет нас в Пракрити, в Пространстве, условно: переводит нас в Мир Мертвых, в одну из пространственных емкостей.
Абсолют, это отсутствие свойств, и достижение такого отсутствия и есть то самое освобождение (свобода от пространства, от Пракрити), которому учат Санкхья и Йога.
Почему происходит освобождение?
Пракрити, играя с выращиванием интеллектуальных «зеркал», являет непостигаемые высоты в своих играх. Но наивысочайшего уровня она достигает, когда взращенные ею существа освобождаются от нее. А это значит, что она сознательно помогает им избавиться от ее же «оков». Именно она и сражается за это освобождение.
И оказывается.
Если бы не было этой запредельной высоты (освобождения), не было бы и других высот Пракрити (и не только высот, но и ее самой). Зачерпывание сосудами «воды» из океана-Абсолюта и возвращение «зачерпнутого» обратно есть условие жизни, существования Пракрити. Это ее «дыхательная» система. И это означает еще, что любое освобождение также детерминировано.
А как же страдание?
Будда сказал: «Мир есть страдание». А также возвестил другие благородные истины: «Причина страдания – желание. Прекращение страдания – нирвана. Есть путь, ведущий к прекращению страдания.»
Но Санкхья и Йога, например, отрицают страдание. Они утверждают: «Мир есть сладкий, но давящий плен Пракрити».
Кто же прав?
Страдание есть самодостаточное явление, одно из множеств состояний Пракрити. Множество состояний? Да. Желания является не только причиной страданий, но и мотором, динамикой Пракрити и, следовательно, причиной много чего другого.
Что же касается страдающих, то они никогда никогда не достигнут нирваны, Абсолюта. Потому что страдание – это мощное препятствие для указанного достижения. В том числе страдание не является ни мотивом, ни стимулом для освобождения. Оно просто есть и все.
Кое в чем повторюсь (а кое в чем – нет).
Достигнув покоя, некоей внутренней солнечности, можно вдруг обнаружить, что, хотя этот мир и исполнен страданий, но это видение не единственное, какое может быть. И оказывается, что нет и обязательной гонки к «освобождению». А это значит, что к «освобождению», если пришла пора, можно плыть спокойно, солнечно, широкими гребками.
Описать "неописуемое"
Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Но при этом мы знаем, что такое «халва», знаем вкус этого продукта.
А теперь заменим халву на другой «продукт».
Сколько ни говори «Абсолют» (Брахман, Атман, Пуруша, нирвана), во рту «Брахманней» не станет. И при этом масса людей не знает, что это такое, не знают «вкус» этого «продукта».
И как быть?
Пережившие состояние «атманности», «брахманности», «пурушевости», «нирванности» не оставили описаний этого состояния. Или считать описанием известные отрицания: «не то, не то, не то, не то…»?
Мне возразят: «А оно и не предметно!»
Согласен. Но я описал свое «не предметное». И повторю еще раз:
«Однажды утром я очнулся от того, что… не было моего тела. Не было мыслей и времени. Я был величайшей блаженной простотой, которая была единственно живой, единственной реальностью, ценностью и смыслом. Весь остальной мир (полу-исчезнувший) был мертвечиной. Время переживания (от 5 до 10 секунд) не имело значения.»
И вот теперь расшифровка этого короткого описания.
Первое.
«… не было моего тела. Не было мыслей и времени». Это то самое состояние, «вкуса» которого мы не узнаем, пока сами не переживем его. Попробуйте «смоделировать» в себе отсутствие тела, мыслей и времени. Получилось? Или кажется, что получилось?
Второе.
Я использовал термин «блаженство», потому что именно этот термин, при попытках передать состояние, встречается в известной литературе. На самом деле, слова «блаженство» и «счастье» ни в коей степени не передают само состояние: по отношению к нему они находятся бесконечно внизу.
Третье.
Наверняка внимание читающих лишь скользнуло по тексту. А в тексте сказано, что я был «величайшей блаженной простотой». В каком-то смысле сам был удивлен, или озадачен, именно «простотой» (правда, после переживания). Но при этом она еще была «единственно живой, единственной реальностью, ценностью и смыслом». Это и есть Абсолют, Дух, без свойств.
Четвертое.
«Весь остальной мир (полу-исчезнувший) был мертвечиной». «Весь остальной мир», который «мертвечина» – это и есть Пракрити.
Пятое.
«Время переживания (от 5 до 10 секунд) не имело значения». Не только время переживания не имеет значения, но и количество таких переживаний. Это не спорт, где ставятся рекорды. Важно само переживание.
И последнее.
Никакая философия и никакие мировоззрения не предшествуют опыту, они являются лишь следствием пережитого опыта, причем следствием необязательным.
Невозможно освободиться от Пракрити, если не видеть жизнь и не взаимодействовать с ней определенным образом.
Свершилось
Я не знаю, произойдет ли с моей смертью освобождение замкнутого во мне Абсолюта. Но даже если это освобождение произойдет, я не знаю, что воспоследует за тем, как Пракрити выплеснет мой Абсолют из сосуда в океан Абсолюта. Переживание моего индивидуального Абсолюта было настолько внезапным, и настолько немыслимым и ни с чем несопоставимым, что я могу лишь предполагать другую внезапность, и иную несопоставимость. Другое дело, что рассказать я уже ничего не смогу. И любой освободившийся не сможет. Потому что «любых освободившихся» уже нет, с момента освобождения.