parallax background

Танцующая планета

пьеса «Осторожно, Кюльминяйнен» - автор Александр Дюрис
Осторожно: Кюльминяйнен!
19.09.2018
киносценарий «Барокамера» - автор Александр Дюрис
Барокамера
03.11.2018

Ч

еловек приходит голым в этот мир: без палитры, без чертежей, без компьютера, и без всего остального. Так может, само тело человека (точнее – его пространство) является универсальным инструментом? И масса грандиозных явлений и их разрешений заключены именно здесь – в пространстве человека?


После «Абсолюта»


Спустя некоторое время я оказался в начальной точке образования творческого коллектива. Здесь был человек, который показывал («отражал») людям странные движения, которые, как он говорил, генерировали их собственные пространства, а если еще точнее – спирали в их пространствах.

И вот эта особенность нуждается, пусть и в кратком, но в серьезном пояснении.

Итак:
 

В мозге человека есть некий центр, который генерирует поток спиралей, не воспринимаемый обыденным сознанием человека. Эти спирали и провоцируют странные движения каждого индивидуума. Все спирали очень разные, по-разному выглядят, и даже не всегда буквально являются тем, что мы привыкли называть спиралями. Сечение этих спиралей друг с другом и являет то, что мы называем мыслями, или выражением мысли. А задаваемые этими спиралями странные движения есть то, что в некоторых культурах называли «языком Бога». Из цепочек этих движений (их последовательностей, взаимодействий и синхронов участников коллектива) складываются специфические танцы, целостные картины, мистериальные действа.


Были вопросы, и ответы на них. Например:
- Интеллект тела выше интеллекта мозга?
- Да. Потому что тело сформировалось и эволюционировало раньше формирования мозга.
- Но ведь спирали генерируются центром в мозге человека. Значит, до возникновения мозга спирали нечем было генерировать?
- Спирали все время генерируются. До возникновения мозга – солнечным сплетением. До солнечного сплетения спирали все равно есть и действуют; они есть и действуют до возникновения живого, потому что они и есть живое.
- Так ли уж необходима для людей реализация этих необычных движений? У всякого ли человека этот момент возникает как необходимость? Наконец, к чему приводит реализация этих движений?
- Смещение внимания. Начало включения в собственный эволюционный цикл. Отрыв от социума. Род защиты снаружи. Смещение внимания, это нечто невероятное по сложности, самое сложное, что может быть. Люди не готовы к такой сложности. В результате они выполняют одну функцию: накапливают социальную структуру энергии, являются генераторами, ее накапливающими, частями общей системы – социума.
- Только генераторами? Обреченность какая-то…
- В пространстве человека наличествует масса социальных замков, которые можно назвать иначе: информационные узлы с очень высокой степенью кривизны. Еще иначе: панцирные эффекты. В социуме человек реализуется именно на основе этих замков, узлов. Он может стать кем угодно, и чем угодно. Единственное, что человек не может, это войти внутрь самого себя: замки, узлы не пускают.
Мы способны размыкать эти замки. Обнаруживая и обнажая эти узлы, концентрируя на них внимание, мы провоцируем их начинать вибрировать оптимально. Вот эта вибрационная составляющая может взрывать эти узлы. Спирали, проникающие в зону узлов и замещающие их, парализуют их, способствуют этому разрушению. И при этом мы не говорим о разрушении личности, мы говорим о трансформации: открывается доступ к индивидуальности человека – к спиралям, составляющим его внутренний космос. То есть, образно, это можно уподобить грецкому ореху: скорлупа, это личность и есть, с вмонтированными в нее социальными замками. Осваиваясь с этой системой, мы не снимаем эти замки, а лишь вскрываем их, фрагмент за фрагментом, взламываем скорлупу и достаем, наконец, искомое – ядро ореха.

Все эти и иные пояснения и обсуждения естественно сопутствовали той практике, которой мы занимались на протяжении лет: выполнением этих странных движений и их созерцанием, непрерывным генерированием мистериальных действ, каждый раз неожиданных. Спустя какое-то время я обнаружил, что и сам могу, настраиваясь на человека или иной объект, совершать (отражать) движения этого человека или объекта: мое тело, при соответствующей настройке, само «протанцовывало» их. Эту способность, - потенциал отражения, - обнаружили у себя и другие участники коллектива. А это значит, что данная система не уникальна, а универсальна, и является неотъемлемой частью природы человека (вопрос лишь в моменте направленности внимания в том или ином индивидууме).

Да, переживания, соответствующие этому опыту, были. Было нечто общее для всех, и при этом было индивидуальное для каждого. Правда, не было той внезапности, мощи и невозможности, которые были при переживании мною состояния безотносительности (об этом – в тренажере «Абсолют»), но в данном случае не исключаются и латентные процессы, которым не обязательно свидетельствовать о себе при жизни. В конце концов, многие «свидетельства» прорастают в нас и становятся нами самими при жизни, а очевидными становятся лишь в посмертном бытии (известно ведь: «Кто на чем концентрируется, тот тем и становится»).

Отмечу еще, что мой собственный опыт движения в коллективе сделал меня зорким к явлениям и категориям, которые ранее не задевали моего внимания. А это значит, что панорама мира, его осмысление и восприятие еще более развернулись, стали возникать инаковые объяснения явлений социальной коры. И самое главное: я сделал мощные глубинные шаги в освоении и понимании Пракрити.
Незнакомый термин?
В религиозно-философских системах древней Индии говорится о двух началах: о Пуруше (Духе) и о Пракрити, существующих безначально. Пракрити есть материя, природа, вселенная, но при этом превосходит их. Пракрити есть Пространство.

Танцующая планета


Вселенная стоит или движется? Разумеется, движется. А также движется все во вселенной.

А как движется человек? И что движется внутри человека?

Эрик Доддс в статье «Менадизм» говорит о массовых вспышках странных, неконтролируемых движений, которые овладевали людьми на территории древней Греции (и за ее пределами). Вот несколько цитат:


«Их характер в зависимости от места мог существенно меняться, но вряд ли подлежит сомнению, что обычно их составной частью были описанные Диодором женские оргии экстатического или квази-экстатического типа и что эти последние часто, если не всегда, включали в себя ночные пляски в горах…»

«Но ритуал обычно гораздо древнее мифа, с помощью которого люди его объясняют. Его психологические корни лежат гораздо глубже. … Зафиксированная Плутархом дельфийская традиция указывает, что еще в IV веке до н.э. ритуал иногда вызывал подлинное расстройство психики; но это свидетельство отличается крайней неопределенностью, а кроме того не ясна сама природа изменения психики. Однако, в других культурах существуют параллельные феномены…»

«Кроме того, оргиастические пляски чрезвычайно заразительны… Страсть плясать охватывает людей без участия какого-либо сознательного элемента. Например, как сообщают, в Льеже в 1374 году, после того как в город пришли какие-то одержимые деревенские жители, полуобнаженные и с венками на голове, неистово плясавшие во имя Св. Иоанна, «многие люди, вполне здравые телесно и душевно, сделались вдруг одержимыми и присоединились к плясавшим»; эти люди оставили семью и дом, подобно фиванкам в пьесе Эврипида; даже некоторые молодые девушки Льежа, порвав с родными и друзьями, ушли вслед за одержимыми танцорами.»

«… В ряде случаев феномен непроизвольной одержимости повторялся регулярно, достигая пика в дни Св. Иоанна и Св. Витта, когда происходил взрыв страстей, за которым следовало возвращение в нормальное состояние.»

«… Последний факт демонстрирует путь, которым в Греции ритуальная орибасия, проводившаяся в строго определенные дни, могла развиться из спонтанных проявлений массовой истерии. Превратив эту истерию в организованный ритуал, проводившийся раз в два года, дионисийский культ удержал ее в строгих границах и дал ей относительно безобидный выход.»

Эрик Доддс «Менадизм»

Еще одна цитата из этой же статьи, в ней есть нечто, что отличает ее от цитат предыдущих:

«Во многих, если не во всех, обществах существуют люди, у которых, по словам Олдоса Хаксли, «ритуальные танцы вызывают религиозный опыт, который, как кажется, удовлетворяет их и подходит им более всего… Своими мускулами они проще всего обретают знание божественного.» Хаксли считает, что христианство совершило ошибку, допустив полную секуляризацию танца, ибо, как сказал один мусульманский мудрец, «знающий Силу Танца живет в Боге».

Эрик Доддс «Менадизм»

Все, завершаю цитирование. Кто захочет, тот прочитает эту статью сам, полностью. (И, кстати, этой статьей тема не исчерпывается, поэтому имеет смысл рассматривать ее лишь как один из вспомогательных инструментов).

Итак, массовые вспышки странных, неконтролируемых движений, это, по определению автора статьи, «особый тип религиозной истерии». В чем его суть?

Вспомним: есть люди, которые делят мышление на два типа – логическое и интуитивное (западное и восточное).

В тренажере «Шторм мозга» речь идет о трех уровнях мышления:

  1. иррациональном
  2. рациональном
  3. «незаинтересованном созерцании»
Эта система уровней не зависит от местонахождения носителей мышления на Востоке или на Западе. Логика и интуиция наличествуют на всех уровнях иерархии сознания, лишь проявляют себя различно.

В статье «Менадизм» Эрик Доддс рассматривает самый первый уровень, иррациональный. Этот уровень – родина всего живого. Именно здесь проявляются оргиастические танцы, одержимости плясками во имя Святого Иоанна и Святого Витта, судорожность и те самые «массовые вспышки странных, неконтролируемых движений».

В отличие от человека иррационального, человек иного уровня имеет возможность осознанно включаться в категорию движений сокровенных. В этом случае возникают и индийские храмовые танцы, и восточные единоборства, и, например, тайные общества в Африке. Нет прямых указаний, но под сильным подозрением оказываются и древний Египет, и цивилизации центральной и южной Америки.

И все равно: запутаться в массиве всех существующих движений и танцев очень легко. Например, есть иная категория движений – народные танцы. На протяжении истории «человек играющий» (назовем его так, следуя Йохану Хёйзинге, нидерландскому философу и историку) заполнял различными играми свое свободное время. Поэтому народные (досуговые) танцы – это лишь небольшая часть этих поигрываний, их слагаемое. И они не имеют никакого отношения к тем мистериям и танцам, о которых только что шла речь.
Кстати, по телевидению (и в интернете) иногда показывают и этнические танцы. Предполагается, что такого рода танцы берут начало в «веках и тысячелетиях». Но чаще всего нам демонстрируют лишь подмену: современную форму досуга перед кино- и телекамерами исследователей, которая иногда подразумевает и форму побора (заработка) с тех же исследователей. Поэтому сувенирные пляски-тряски «этнических останков» не рассматриваем. Точнее, внимательно за ними наблюдаем: отличаем зерна от плевел.

Что дальше?

Сложно представить планету, покрывающуюся пятнами вытанцовывающих свое внутреннее пространство людей. Зато иное и представлять не надо – оно все время перед глазами. В последние века, в условиях цивилизации капиталистической, и человека называют – экономический. И мы уже несколько веков смотрим, как танцует человек экономический. И продолжаем смотреть…
 
© А. Дюрис, 2015 г.